назад

Ситуационный центр — вакцина от проблем ЖКХ

02.03.2021 Публикация в прессе
На портале TAdviser опубликована статья руководителя Управления государственного консалтинга Департамента национальных проектов компании «Систематика» Григория Воронцова: «Ситуационный центр — вакцина от проблем ЖКХ».

С 1 сентября 2020 года по всей стране в полноценном режиме под управлением Минстроя России запущена Система мониторинга и контроля устранения аварий в жилищно-коммунальном хозяйстве (МКА ЖКХ). В МКА ЖКХ фиксируются все неполадки в системах водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, отопления, газоснабжения и эксплуатации жилья. Оператором Системы является Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (Фонд ЖКХ). В настоящей статье рассматривается решение по реализации схемы передачи данных в МКА ЖКХ. Статья адресована руководителям и специалистам региональных министерств и департаментов ЖКХ.

Регионы могут взаимодействовать с МКА ЖКХ в двух вариантах. Первый вариант – децентрализовано – заключается в том, что все ресурсоснабжающие организации, эксплуатирующие и управляющие компании подключаются непосредственно к МКА ЖКХ. В этом случае от региона возникает множество поставщиков данных в федеральную систему. И второй вариант – централизовано – передача данных в федеральную систему осуществляется в автоматизированном режиме с предварительной консолидацией в информационной системе, оператором которой является региональное ведомство. Во втором варианте поставщиком в федеральную систему выступает один субъект.

У каждого варианта есть свои преимущества и недостатки. Децентрализованная схема практически не создает дополнительной нагрузки на региональные ведомства, предполагает только управление правами доступа (раздачу логинов и паролей). Внесение информации в федеральную систему отдается на откуп ресурсоснабжающих и иных организаций, уполномоченных на предоставление данных в МКА ЖКХ.

Компания «Систематика» (входит в ГКС) предложила регионам решение для реализации централизованной схемы передачи данных в МКА ЖКХ. В данном случае мы опирались на необходимость повышения управляемости в сфере ЖКХ и получения оперативной и аналитической информации региональным ведомством, уполномоченным на осуществление государственной политики, нормативно правового регулирования и надзора в сфере ЖКХ, а также контроля информации, передаваемой на федеральный уровень.

В качестве базового решения был применен продукт, разработанный в ГКС, – BI-платформа «Триафлай», включённая в единый реестр российского ПО. Это позволило существенно сократить сроки внедрения и обеспечить максимальное соответствие установленным требованиям в части сбора отчетности, ее консолидации и передачи в федеральную систему.

Общий срок от организационного старта проекта до начала работы в Системе реальных пользователей, прошедших необходимое обучение, не более 2-х недель. В указанные две недели эксперты компании «Систематика» проводят сбор данных для создания учетных записей поставщиков и пользователей информации, настройку унифицированных процессов сбора данных по установленным формам, а также обучение пользователей по соответствующим тематическим группам в формате вебинара. Пользователям предоставляются текстовые и видео инструкции, оказывается техническая и методическая поддержка при внесении информации.

Решение поставляется в регионы в качестве SaaS-сервиса – «Ситуационный центр жилищно-коммунального хозяйства» (далее – СЦ ЖКХ). Установку, настройку, администрирование и поддержку осуществляет компания «Систематика». Заказчик за счет необременительной для бюджета абонентской платы получает работающий сервис, не требующий обслуживания, дополнительных мощностей и пр. ресурсов. Решение уже развёрнуто в двух субъектах РФ (Тюменская область, Тамбовская область) унифицировано и может легко тиражироваться.

В СЦ ЖКХ настроены процессы внесения данных об отопительном сезоне (дважды в год – о начале и завершении), о введенных режимах чрезвычайных ситуаций, об авариях, инцидентах и плановых отключениях в сферах водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения и эксплуатации жилищного фонда.

Информация о введенных режимах ЧС предоставляется по факту возникновения с настроенной системой почтовых уведомлений всех заинтересованных ведомств.

Данные об авариях, инцидентах и плановых отключениях собираются ежедневно посредством настроенных в системе заданий сбора, адресованных ко всем ресурсоснабжающим организациям. В случае если за прошедшие сутки у организации-поставщика отсутствовали события с установленными признаками, в задании сбора предусмотрена возможность проставления соответствующей отметки. Таким образом с помощью нашей системы уполномоченное региональное ведомство контролирует оперативную обстановку и фиксирует благополучную ситуацию, когда события определенного качества отсутствовали на территории в соответствующей сфере ЖКХ, а также может определить поставщиков, которые игнорируют внесение оперативных данных.

В СЦ ЖКХ реализована ролевая модель, предусматривающая три уровня взаимодействия. На первом уровне представлены ресурсоснабжающие организации (теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, электроснабжения) и организации, эксплуатирующие жилищный фонд (управляющие компании, товарищества собственников жилья и пр.), которые вносят необходимую информацию о событии. На муниципальном уровне взаимодействие организовано через единые дежурные диспетчерские службы (ЕДДС), которые подтверждают факт наличия соответствующего события на территории муниципального образования. Информация в целом по региону консолидируется на уровне регионального ведомства, к ведению которого отнесены вопросы управления жилищно-коммунальным хозяйством. На уровне региона акцептуется передача данных в согласованном объеме в федеральную систему.

В составе нашего сервиса мы также поставляем в регионы преднастроенные отчеты для анализа оперативных данных и накопленной статистической информации. В СЦ ЖКХ сформированы аналитические панели, на которых в различных срезах визуализируются данные, характеризующие оперативную обстановку в жилищно-коммунальном хозяйстве. Также разработаны дашборды и отчеты, демонстрирующие различные уровни агрегации и сравнения данных с аналогичным периодом прошлого года.

Самый сложный этап в данном проекте – это организация поставщиков данных в части предоставления информации.

Ресурсоснабжающие организации не всегда готовы оперативно и качественно взаимодействовать. Немало административных усилий приходится прикладывать региональному ведомству для организации сбора данных с РСО. Начальная стадия проекта показывает, что к непосредственному внесению информации о происшествиях приступает до 10% организаций. Максимального охвата удается достичь в течение трех месяцев, до 70% поставщиков. Традиционно нейтральную позицию в регионах по предоставлению данных сохраняют организации газоснабжения и электроснабжения. Более активно взаимодействуют организации водоснабжения, теплоснабжения и водоотведения. В среднем по региону в качестве поставщиков данных об авариях и инцидентах подключаются порядка 70 организаций, которые ежемесячно вносят информацию о 150-200 событиях. Настроенный модуль мониторинга ЖКХ позволяет ежедневно контролировать исполнительскую дисциплину всех участников сбора данных об авариях, инцидентах и плановых отключениях.

Еще одной нетривиальной задачей на проекте стала интеграция с МКА ЖКХ. Многие методы взаимодействия дорабатывались уже в процессе решения задач сбора данных. И в целом, благодаря оперативному взаимодействию с Фондом ЖКХ обеспечена автоматизированная ежедневная выгрузка в федеральную систему данных об авариях, инцидентах и плановых отключениях по всем сферам ЖКХ в двух регионах (Тюменская область, Тамбовская область). Работы по автоматизации процессов продолжаются и на февраль 2021 года. В планах на ближайшую перспективу настроить интеграционные процессы по передаче данных об объектах ЖКХ, в том числе с высоким уровнем риска возникновения на них аварийных ситуаций, а также об отопительном сезоне и режимах ЧС.

Следует отметить, что отправной точкой в создании СЦ ЖКХ в регионах послужил приказ Минстроя России от 04.06.2020 № 305/пр «Об утверждении методических рекомендаций о порядке мониторинга и контроля устранения аварий и инцидентов на объектах жилищно-коммунального хозяйства». Данный документ определил базовые цели сбора информации, установил подходы, механизмы и сроки последовательного решения задач мониторинга и контроля устранения аварий и инцидентов на объектах жилищно-коммунального хозяйства. Однако, статус данного документа в качестве ведомственного акта рекомендательного характера накладывает определенные ограничения во взаимодействии с ресурсоснабжающими и эксплуатирующими организациями, которые не всегда готовы на добровольных началах делиться информацией о неполадках в сети или оборудовании.

И если, учитывая эпидемиологическую обстановку, вести разговор в модных нынче медицинских терминах, в целом в рамках задач, закрепленных в приказе Минстроя России от 04.06.2020 № 305/пр, вряд ли получится создать «универсальную вакцину» от проблем в отрасли. Но сформировать вполне себе действенный инструмент для сбора информации на федеральном и региональном уровнях — возможно. И уже следующая стадия развития проекта как раз должна предполагать постановку правильного диагноза и разработку конкретных мер, рекомендаций для регионов, чему может способствовать обширный математический и аналитический инструментарий платформы «Триафлай».

Автор: Воронцов Григорий Викторович, руководитель Управления государственного консалтинга Департамента национальных проектов компании «Систематика».

Полностью статью Григория Воронцова читайте на TAdviser.

Другие новости