Антон Прокофьев – итоги особого года
– Уходящий год был особым. Чем он запомнился?
– Пандемия коронавируса в той или иной форме коснулась, наверное, каждого жителя планеты, но для нашей компании уходящий год в большей степени запомнится серьезной внутренней трансформацией и кадровыми изменениями. Одной из причин перемен стали разрыв привычных социальных связей и вынужденная пауза на самоизоляции, поэтому можно считать, что их в конечном итоге также спровоцировала пандемия.
– Насколько готовыми оказались заказчики и поставщики решений к тем изменениям в жизни и в бизнесе, которые вызвала пандемия коронавируса?
– На мой взгляд, поставщики заметно быстрее смогли адаптироваться к новым условиям. Среди заказчиков гибкость показали отрасли, так или иначе связанные с ИТ, – связь и телеком, финансовый сектор. А вот чем ближе «к земле», тем тяжелее компаниям приспособиться к изменениям.
– Как изменилась ситуация с проектами? Что-то пришлось заморозить, перенести, от чего-то отказаться?
– Меньше проектов не стало, скорее наоборот – за 11 месяцев 2020 года их число выросло на 15% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Но негативная тенденция тоже есть – некоторое замедление реализации и вынужденный перенос сроков, который зачастую не зависит от нас напрямую. Многие сферы, например, строительство, оказались не готовы к новым реалиям, а наша работа часто непосредственно связана с ними. Плюс к этому карантинные меры, особенно в первую волну, существенно отразились на сроках логистики..
– С какими сложностями столкнулась компания и как вы их преодолели?
– Главная сложность – сохранение корпоративной культуры при отсутствии общения «в кафетериях и курилках». Возникающие на этом фоне предпосылки к атомизации и окукливанию социальных пузырей могли оказать негативное влияние на коллектив. HR-департаменту, да и всему менеджменту компании, пришлось проделать много дополнительной работы, чтобы избежать проблем, связанных с вовлеченностью персонала.
– Чему научились за этот год в области управления проектами, организации удаленной работы и т. д.?
– Если говорить про техническую и организационную часть, то переход на удаленный режим не стал для нас проблемой. Формат частичной «работы из дома» был реализован в STEP LOGIC уже давно, поэтому окончательная перестройка не потребовала много усилий.
– Как пандемия повлияла на процессы цифровой трансформации у заказчиков?
– В «первую волну» от наших заказчиков и партнеров я не раз слышал анекдот – «Кто является основным драйвером цифровой трансформации в вашей компании? a) CDO b) CEO с) COVID-19». Как известно, в каждой шутке есть только доля шутки. Из-за ограничений, которые объективно невозможно было обойти, процессы цифровой трансформации стали приоритетными для большинства компаний. Отмечу, что главные направления наметились еще до пандемии, к ним относятся аналитика больших данных, интернет вещей, искусственный интеллект. В кризис темп их развития получил своеобразный «пинок».
– Значительное падение цен на нефть и повышение курса доллара. Как эти обстоятельства отразились на ИТ-рынке и на заказчиках?
– С перечисленными выше напастями ИТ-отрасль давно знакома и уже выработала антитела. Я бы выделил вторичные последствия пандемии: существенное перераспределение денежных потоков между отраслями (вставшие авиаперевозки, заморозку бюджетов авиакомпаний, аэропортов, бедственное положение в туризме, перераспределение средств федерального и муниципальных бюджетов на борьбу с COVID), налоговые маневры (повышение НДПИ). Очевидно, что приоритеты у заказчиков совершенно разные: авиаперевозчики, пытаясь выжить, ужесточают cost-reduction, в то время как рост онлайн-ритейла сдерживают только темпы развёртывания логистической инфраструктуры, для них приоритетными становятся эффективные механизмы управления цепочками поставок и WMS.
– Ощутили рост конкуренции, или, напротив, падение?
– Существуют «встречные» тенденции. С одной стороны, в последние годы ряд крупных системных интеграторов в силу разных причин покинул рынок или, как минимум, сократил присутствие на нем. С другой – в образовавшуюся нишу хлынули «нетрадиционные игроки» – с нами стали конкурировать мелкие нишевые компании, операторы связи, и даже сами заказчики, создавая собственные высокотехнологичные отделы.
– Пандемия не вечна. Начинается массовая вакцинация, а это значит, что рано или поздно она пойдет на спад. Как планируете строить работу в 2021 году? На каких направлениях, технологиях и решениях будет сделан акцент и почему?
– Мой прогноз, к сожалению, не слишком оптимистичный. Мы готовимся к тому, что следующий год скорее станет вторым годом кризиса, а не первым годом восстановления. Задача системного интегратора – помощь в трансформации бизнеса заказчика с использованием продуктов, созданных вендорами и собственной экспертизы. Учитывая последние тенденции, мы стремимся развивать отраслевые компетенции, меняем парадигму – глубоко погружаемся в бизнес заказчиков и предлагаем им не только «железо», но и софт, услуги и сервисы, чтобы быть полезными и завтра, и послезавтра.
Фрагменты интервью опубликованы в статье «Итоги особого года» в журнале «IT-Manager».