назад

Артем Гришковский: Ситуационным центрам в регионах рекомендовали системы для бизнес-аналитики

18.05.2021 Публикация в прессе

На портале CNews вышла статья коммерческого директора компании «Доверенная среда» Артема Гришковского «Ситуационным центрам в регионах рекомендовали системы для бизнес-аналитики».

Сочетание англицизма Self Service и русская аббревиатура совершенно прикладного решения (ИАС СЦ) слились вместе в концепции ПО для ситуационных центров. Этот подход нашел отражение в решении компании «Доверенная среда», созданном на основе аналитической платформы «Триафлай», применяемой в корпорациях, холдингах, а также госсекторе — на региональном уровне.

Информационно-аналитическая система ситуационного центра (ИАС СЦ) — «вишенка на торте» управления организацией. Решение позволяет собирать и интегрировать данные, сводить потоки информации из разных систем в единую логическую предметную область, осуществлять моделирование и прогнозирование, представлять информацию лицам, принимающим решение, осуществлять информирование при наступлении событий. Также оно дает возможность ставить поручения и отслеживать их исполнение.

Если рассматривать цикл Деминга, то ИАС СЦ — это среда информационной коммуникации для реализации качественного управления.

Функциональность ИАС СЦ:

  • Сбор планов, мониторинг рисков их неисполнения, доведение информации, необходимой для планирования, просчет выполнимости планов на цифровых моделях;

  • мониторинг выполнения плановых задач, оперативное информирование о текущем состоянии выполнения задач;

  • выявление причинно-следственных связей, построение цифровых моделей и анализ работы компании на базе прогнозных, оптимизационных, предсказательных, имитационных моделей;

  • внесение предложений и указаний по корректировке процессов на основании оперативно поступившей, обобщенной, проанализированной информации из разных источников.

Для регионов ИАС СЦ — хороший помощник для управления национальными проектами (указ президента), внутренней жизнью региона (региональные проекты), прогнозирования чрезвычайных ситуаций (паводки, пожары).

Для холдингов и корпораций ИАС СЦ применим как по отдельным направлениям (безопасность, коммерция, качество), так и для всей структуры в целом. ИАС СЦ дает возможность переходить от мониторинга к корпоративному и даже отраслевому планированию.

На первый взгляд, ИАС СЦ по своей сути похож на классические BI-продукты, но есть ряд существенных отличий, которые не позволяют в полной мере использовать традиционные аналитические инструменты для ситуационных центров.

Почему BI-решения не подходят ситуационным центрам:

  • Постоянно меняющиеся условия мониторинга и возникновение новых задач не позволяют рассматривать ИАС СЦ как законченное решение; необходима регулярная модификация решения;

  • лоскутная автоматизация и отсутствие данных в структурированном виде требуют наличия инструмента регламентированного сбора (наличие workflow-процесса, форматно-логический контроль, разграничение прав доступа, электронная удостоверяющая подпись, версионность данных, межформенные проверки);

  • работа с конфиденциальной информацией или данными с иным грифом доступа требуют, чтобы инструмент был сертифицирован, мог работать в защищенном контуре, отвечал строгим требованиям сертификации;

  • ИАС СЦ должна позволять не просто собирать и предоставлять информацию, но и давать возможность создавать, транслировать сложные эконометрические, математические модели иметь возможность имитационного моделирования;

  • выбранные данные сами по себе интересны, но наибольший интерес представляют выводы: причины и следствия. Добиться этого результата можно, если нет ограничений по уровню агрегации и по уровню проваливания к исходным данным. При этом важно видеть, какие расчеты были произведены и какие экземпляры показателей в них участвовали;

  • выводы, на которые наталкивает получаемая в ИАС СЦ информация, диктуют управленческие решения, и поэтому система должна давать возможность «обратной связи», должна позволять инициировать конкретные действия и изменения и следить за их исполнением, проверять реакцию;

  • работа должна быть итерационной: добавление показателей, исключение, настройка новых подключений или сборов, моделей и представлений должна производиться по мере необходимости. А это значит, что сама логическая область должна быть понятна пользователю и работа должна производиться без какого-либо программирования.

Изложенные выше требования подводят к тому, что в основе ИАС СЦ должен быть хорошо продуманный, очень гибкий конструктор — платформа.

Но почему же все-таки Self Service? Этот термин подчеркивает, что ИАС СЦ — это инструмент не для профессионалов. Именно прикладной специалист, занимающийся безопасностью, финансами, кадрами, корпоративным управлением, — основной потребитель ИАС СЦ. Он должен иметь возможность использовать среду для своих задач.

Если вернуться к требованиям выше, то именно простота предметной области (использование названий показателей, понятных конечному специалисту, и относительно простые конструкторы) позволяет без внутренних барьеров начинать формировать свою базу данных, выстраивать логику, анализировать.

Резюмируя идею реализации Self Service ИАС СЦ, стоит отметить, что интерес к изложенному выше подходу растет. Компания «Доверенная среда» продолжает развивать платформу «Триафлай», направленную на решение описанной задачи, а партнеры компании успешно реализуют задачи данного класса. Есть также примеры того, как в регионах и корпорациях заказчики самостоятельно реализуют подход к гибкой ИАС СЦ на базе «Триафлай».

Читать статью полностью на Cnews

Другие новости