Константин Масляный, «Облако.ру»: Ритейл инвестирует в создание единого онлайн-офлайн пространства для покупок
«Инвестировать в цифровизацию бизнеса»
CNews: За последние год-два существенно изменились условия работы ритейлеров. С какими вызовами столкнулись торговые предприятия, какие задачи для них наиболее актуальны, если судить по запросам клиентов вашей компании?
Константин Масляный: Как показало исследование российского потребительского рынка, проведенное компанией Deloitte в 2021 году, количество людей, совершающих покупки в интернете за последние два года, выросло кратно — если в 2019 году 36% респондентов приобретали продукты питания в интернете, то в 2021 году это число составило 64%.
Несмотря на снятие жестких ограничений на посещение магазинов и торговых центров, число онлайн-покупок все равно продолжит расти — длительные меры по борьбе с COVID-19 окончательно изменили потребительские предпочтения в сторону e-commerce.
Реакция бизнеса на изменения паттернов потребления у клиентов оказалась вполне логичной. Наш опрос 50 директоров компаний в области розничной торговли показал, что наибольшее количество руководителей ритейл-компаний (88%) в 2021 году собирается инвестировать в цифровизацию бизнеса, чтобы расширить сегмент e-commerce и создать единое онлайн-офлайн пространство для совершения покупок. В связи с этим, компании розничной и оптовой торговли все чаще обращаются к нам за комплексными решениями по проектированию и созданию инфраструктуры на базе как публичных, так и частных облаков, способных выдерживать большую нагрузку.
CNews: Как выглядит российский сегмент электронной коммерции на фоне мирового?
Константин Масляный: Россия — один из лидеров роста в сфере электронной коммерции. Аналитики eMarketer прогнозировали, что после стремительного роста на 25,7% в 2020 году розничные продажи в e-commerce продолжат увеличивать свою долю и в 2021 году (на 16,8%), достигнув впечатляющего показателя в 4,921 трлн долларов. Лидерами в сегменте e-commerce станут Индия, Бразилия, Россия и Аргентина — объем продаж увеличится не менее чем на 26%.
При этом следует учитывать, что в классическом офлайн-ритейле предприятия конкурируют за сохранение поставщиков, цепочек поставок и ассортимента. Наряду с этим большое внимание они вынуждены уделять обеспечению соответствия санитарно-эпидемическим нормам торговых площадок, складских помещении и логистических центров.
CNews: Насколько адекватно ритейлеры, участники рынка электронной коммерции, оценивают возможности и потенциал облачных сервисов?
Константин Масляный: Компании оптовой и розничной торговли — главные потребители облачных решений в России. Их доля в структуре потребителей российских публичных облаков превышает 20%, обгоняя банковский сектор, ИТ-компании и промышленность.
Ритейлеры давно знакомы с облачными технологиями и сегодня создают свои сервисы и приложения изначально заточенными на работу в облаке (cloud-native) с использованием PaaS-сервисов и ML-решений.
Высокие требования предъявляются и к инфраструктуре — компаниям с большим оборотом, развитой складской логистикой и множеством внутренних и внешних систем уже не нужны просто базовые IaaS-решения, например, такие как виртуальные серверы. Крупные компании строят сложные гибридные облака, а в последнее время все чаще используют мультиоблачную инфраструктуру. И реализация таких сложных проектов — это то, за чем крупных ритейл сегодня приходит на рынок.
«Возможность масштабирования «по клику»
CNews: За счет чего облачные сервисы помогают ускорить вывод продуктов и запуск проектов?
Константин Масляный: Быстрый time-to-market обеспечивается благодаря эластичной инфраструктуре и возможности оперативно подключить необходимые PaaS-услуги. Причем это в равной мере касается как новых клиентских продуктов, так и рабочих процессов, бэкофиса, аналитики, финансов.
CNews: Какие нюансы или подводные камни следует учитывать при выборе облачных сервисов?
Константин Масляный: Необходимо выяснить потребности бизнеса, обсудить и согласовать со всеми ключевыми подразделениями компании технические детали, составить план работ и дорожную карту их выполнения. Неожиданные сложности могут возникнуть на каждом этапе. Любой перенос работающих сервисов подразумевает в том числе и некоторое время простоя, который нужно планировать с минимальными потерями для бизнеса.
Для сокращения затрат компании стараются максимально эффективно использовать уже имеющиеся ресурсы, что часто требует архитектурно сложных, гибридных вариантов развертывания облачных сервисов, когда часть инфраструктуры остается локальной, а например, разработка, тестирование и новые сервисы размещаются в облаке. Комбинаций облачных сервисов очень много, выбрать оптимальный вариант своими силами сложно. Лучше обратиться к профессионалам, которые могут решить подобную задачу «под ключ» или предложат необходимую консультацию.
CNews: Как распределяются предпочтения участников рынка электронной коммерции при выборе облачной инфраструктуры и ресурсов — в пользу частных или гибридных облаков?
Константин Масляный: В пользу гибридных решений.
С одной стороны, новые проекты зачастую требуют оперативного выделения ресурсов, облаку такая задача по плечу — заказчик может получить необходимую инфраструктуру буквально за считаные минуты. Облачные решения также помогают справляться с непрогнозируемым ростом нагрузки на информационные ресурсы, быстро и гибко масштабируются, сохраняя доступность сервисов заказчика.
С другой стороны, многие компании еще не готовы хранить всю информацию за пределами своего периметра. Связано это как с политикой по импортозамещению, так и с тем, что требования служб безопасности к хранению данных формировались еще на «заре эры железной инфраструктуры» и «формализация» не позволяет их обойти.
Гибридное облако предоставляет все достоинства и нивелирует все «ментальные» недостатки облачного хранения.
CNews: Какой экспертизой располагает «Облако.ру» в сегменте электронной коммерции? Какие решения предлагает компания?
Константин Масляный: «Облако.ру» предлагает как инфраструктурные решения для бесперебойной работы информационных ресурсов заказчиков, так и передовые платформенные сервисы собственной разработки. Использование наших облачных IaaS и PaaS сервисов, например, в период сезонных распродаж или маркетинговых акций позволяет обеспечить бесперебойную работу сайта и внутренних систем заказчика благодаря возможности масштабирования «по клику». Специалисты компании помогут организовать защиту от внешних угроз и DDoS-атак, сохранив тем самым доступность и непрерывность бизнеса. Мы также предоставляем среду и инструменты для разработчиков с почасовой тарификацией.
«Заказчики недооценивают важность аудита»
CNews: Какие ошибки допускают компании при внедрении облачных решений, если судить по вашему опыту? Какие рекомендации по грамотной миграции в облако вы могли бы дать?
Константин Масляный: Как показывает практика, потенциальные заказчики недооценивают важность аудита собственной ИТ-инфраструктуры — используемых в компании инновационных решений. По результатам аудита проще понять, какие приложения и функции можно сразу перенести в облако, а какие придется оставить on-premise или заменить их на облачные.
Не менее важно произвести расчет экономической эффективности миграции в облако в сравнении с использованием корпоративных ИТ-систем (развернутых оn-premises), оценить готовность и компетенции команды, которой будет поручена реализация процесса миграции. Стоит учитывать также необходимость синхронизации миграции в облако ключевых подразделений — финансового, разработки, бэк-офиса, отдела продаж и прочих. Параллельно целесообразно выработать метрики эффективности процедуры миграции и контроля процесса.
Само собой разумеется, что офис компании или производство, логистические центры должны быть обеспечены бесперебойным интернет-доступом, качественной сетью мобильной связи. В отсутствие базовой инфраструктуры даже самый надежный облачный провайдер и интегратор не сможет гарантировать стабильную работу сервисов.
Поставщики облачных решений и интеграторы помогают своим заказчикам решить эту проблему, предоставляют консалтинговые услуги, обучение, а также обеспечивают участие инженеров, архитекторов в подборе, реализации и последующей поддержке облачных решений. Все это в комплексе значительно упрощает выбор облачных сервисов, способствует достижению поставленных KPI.
На этапе подготовки к проекту особое внимание следует уделить выбору средств киберзащиты ИТ-систем, а также инструментов контроля использования ресурсов для оперативного масштабирования по мере изменения потребностей бизнеса.
CNews: Какие варианты тестирования облачных услуг «Облако.ру» предлагает потенциальным заказчикам?
Константин Масляный: Как и большинство облачных провайдеров, мы предлагаем свои услуги для бесплатного тестирования. При этом стоит отметить, что команда «Облако.ру» включается в проект уже на этапе миграции в тестовый контур. Мы помогаем заказчику с любыми вопросами, возникающими в рамках этой процедуры. В частности, устраняем стопперы, помогает разобраться с настройками сервисов в облачной среде. Если проект сложный, может понадобиться помощь наших специалистов с ИТ-аудитом инфраструктуры, кстати придутся услуги технического консалтинга. На период тестирования «Облако.ру» обеспечивает круглосуточную поддержку и механизм SLA.
CNews: Облачный провайдер «Облако.ру» входит в состав компании — системного интегратора. Какие выгоды или преимущества это дает вашим заказчикам?
Константин Масляный: Опираясь на богатую интеграторскую экспертизу холдинга ГКС (АО «Группа Систематика»), мы используем партнерский подход, когда специалисты «Облако.ру» совместно с сотрудниками системного интегратора помогают заказчикам при решении задач аудита и оптимизации инфраструктуры, разработки и сопровождения информационных систем. Мы наперед знаем, какие ошибки могут возникнуть при миграции в облако, консультируем наших клиентов по типовым сценариям. Хотелось бы акцентировать внимание на том, что команда технических специалистов «Облако.ру» бесплатно поможет разработать план миграции и обеспечит поддержку в развертывании инфраструктуры в облаке.
«Наращиваем экспертизу в отраслевых решениях»
CNews: В каком направлении компания развивает свою экспертизу, решения, предназначенные для ритейлеров, участников сегмента электронной коммерции в частности?
Константин Масляный: В настоящее время мы наращиваем экспертизу в отраслевых решениях, в сфере информационной безопасности. Делаем ставку на создание удобной среды для разработки приложений. Постоянно заботимся о том, чтобы с нами было работать еще удобнее. Например, запустили систему расчетов за услуги не по пулу выделенных ресурсов, а по их фактическому потреблению. В e-commerce, который отличается от других отраслей динамичной моделью потребления, такой подход позволяет уменьшить затраты еще больше.
В целях повышения безопасности инфраструктуры планируем внедрить систему класса EDR (Endpoint Detection and Response). С помощью этого инструмента можно определить, свойственны ли процессам в системе вредоносные действия. Подобный подход позволяет применить автоматизированное реагирование на атаки и защищает инфраструктуру от сложных угроз.
Интервью на CNews