назад

Артем Гришковский, «Доверенная среда»: «BI-инструменты развиваются в направлении рекомендательной аналитики»

27.09.2021 Публикация в прессе
Процессы цифровизации, которые активно идут на российских предприятиях, обусловливают смену популярных ИТ-инструментов, подходов и методов работы с цифровыми данными компаний. Изменения такого рода испытывает и сегмент решений бизнес-аналитики. О том, как меняются инструменты BI, следуя за потребностями клиентов, и о ключевых трендах этих изменений, TAdviser рассказал Артем Гришковский, коммерческий директор компании «Доверенная среда».

Какие новые задачи ставят перед системами бизнес-аналитики заказчики, двигающиеся по пути сквозной информатизации? Как на эти вызовы отвечают BI-продукты?

Артем Гришковский: Продукты класса BI исторически рассматривались как инструменты формирования нового знания и его доставки лицам, принимающим решения. В этой парадигме вопросы доверия к данным, вопросы насыщения данных, проверка различных гипотез, формирование рекомендательной аналитики и создания средствами BI системы автоматизированного управления предприятием не ставились. Технические аспекты работы с данными перекладывались на СУБД и сторонние технологические решения. Было принято доверять данным из источников, не править и не корректировать их. Данные подвергались исследованию через фильтрацию, группировки, n-мерный анализ и доставлялись лицу, принимающему решение, через дашборды, а чаще регламентные отчеты. Предиктивная аналитика - и то была редкостью.

Сегодня заказчики сосредоточены на повышении уровня цифровизации своих компаний, и при этом их видение возможностей BI трансформируется. Теперь недостаточно получить некий результат, важно понять - непосредственно с помощью инструментов BI- как он получен, какие данные участвовали в получении результата, какая логика и математика использовалась, можно ли доверять данным. Сегодня стало важно видеть не просто данные, а выводы, основанные на них, и предложения по управляющим воздействиям. Иными словами, BI-инструменты смещаются в область рекомендательной аналитики.

Действительно, главная ценность бизнес-аналитики заключается в поддержке принятия решений. А насколько хорошо современные продукты BI справляются с этой задачей, помогая бизнесу принимать бизнес-решения?

Артем Гришковский: В целом большинство СППР (систем поддержки принятия решений) строится на базе платформ BI, но доработанных, встроенных в комплексное решение. У современных BI не хватает возможностей для полноценной реализации СППР. Эти возможности сосредоточены в контроле качества и актуальности, оперативности данных, контроле жизненного цикла данных, наличии инструментов формирования событийного управления и контроля его эффективности.

Сегодня параметры экономической эффективности спускаются с уровня общих бизнес-показателей фактически на операционный уровень. ИТ-департамент становится сервисным подразделением, обслуживающим бизнес-пользователей, с конкретной экономической эффективностью и рентабельностью. Как это меняет требования к методам бизнес-аналитики, в которых нуждаются нынешние предприятия?

Артем Гришковский: Управлять это значит иметь информацию о планах, их реализации и иметь возможность оперативно вносить корректировки. Так вот, парадигма BI будущего - это Low-code решение, понятное сотрудникам и имеющее инструменты, которые позволяют осуществлять мониторинг, сопоставлять план-факт и формировать корректирующее воздействие, а затем отслеживать его влияние на результат, причем, делать все это в одном инструменте.

Главная идея заключается в том, чтобы встроить в BI-платформу инструменты автоматизации цикла управления компанией и донасытить их рекомендательной аналитикой. Роль Low-code инструментов при этом крайне важна. Не случайно все усилия вендоров сегодня сфокусированы на создании инструментов настройки решений без программирования: от подключения к источникам данных и заканчивая созданием отчетов и дашбордов.

Для цифрового предприятия центральным «движком», который обеспечивает слаженную работу всего множества информационных систем, являются бизнес-процессы. По Вашим оценкам, когда бизнес-аналитика станет бесшовно встраиваться в бизнес-процессы?

Артем Гришковский: Для этого необходимо пройти несколько шагов трансформации BI. Во-первых, встроить BI в процессы именно как инструмент анализа и принятия решений. Во-вторых, сформировать инструменты рекомендательной аналитики. И, в–третьих, сформировать экспертную базу знаний процессов и событийных решений. В этом случае можно будет сделать из BI программного робота, к чему рано или поздно придет развитие BI.

Бизнес-аналитика – это решение корпоративного уровня, которое должно стоять в одном ряду с ERP, CRM и т.п. системами. Почему мы пока не наблюдаем такого состояния?

Артем Гришковский: Теоретически, в идеале BI-аналитика должна быть этакой вишенкой на торте - решением, обеспечивающим принятие оперативных, обоснованных решений. Но это концептуальное видение не прижилось в силу слабой автоматизации компаний, неполной формализации бизнес-процессов и недостаточной осознанности полезности данных и знаний, которые они могут дать. Как правило, «сценарное» мышление и слабое понимание природы процессов останавливало владельцев и менеджеров от использования BI.

Но парадигма меняется. Все идет к тому, что в ближайшие годы BI станет основой автоматизации и при этом будет донасыщаться специфическим функционалом продуктов, относящихся к другим классам решений: ERP – учетные возможности, BPM – выстраивание процессов и т.д.

Для качественной аналитики необходимы качественные исходные данные. А если речь идет о бизнес-аналитике реального времени, должен обеспечиваться соответствующий уровень доступности нужных данных и их «очистка». Как это достигается сегодня?

Артем Гришковский: Чего-то принципиально нового в части работы с исходными данными не появилось, но меняется отношение — данные подвергаются сомнению. Есть потребность донасыщать данные через корректировку, ручной ввод, изменение по правилам. Это, в свою очередь, выдвигает новые требования к инструментам контроля жизненного цикла данных.

Процесс ETL (Extract, Transform, Load) как инструмент верификации и валидации данных остается по-прежнему востребованным. Но логика работы с BI движется по пути сокращения усилий потребителя. То есть появляются встроенные инструменты анализа данных и выявления их атипичности по различным алгоритмам.

В сегодняшней ситуации компании и предприятия буквально погружены в большие данные, и еще больше таких данных можно найти в различных внешних информационных источниках. Какие сложности подстерегают разработчика BI-системы на этом пути?

Артем Гришковский: Современная аналитика движется в направлении анализа данных из различных источников, как структурированных, так и не структурированных, как оцифрованных, так и аналоговых. Суть происходящего заключается в том, чтобы охватить данные из всех источников, участников процесса. Чуть раньше мы говорили про BI как инструмент создания СППР. Так вот, система поддержки принятия решений не сможет быть востребованной, качественной, если выводы, которые она позволяет делать, будут прикидочными, ориентировочными, то есть базироваться на неполном объеме информации.

Принятию бизнес-решения обычно предшествует этап формирования и проверки гипотез. Насколько хорошо сегодняшние решения BI могут заменить традиционные мыслительные упражнения человека-эксперта?

Артем Гришковский: BI не смогут заменить эксперта. BI - это инструмент. Но с помощью BI эксперт сможет быстрее, детальнее, используя больше фактологии и параметров формировать задачи-гипотезы и проверять их. Без инструментов требуется больше усилий, и не всегда эти усилия по объективным причинам могут увенчаться успехом.

На российском рынке давно присутствуют мощные зарубежные поставщики решений продвинутой аналитики: IBM, SAS, Informatica и т.п. Они в прошлые годы успели занять существенные позиции на нашем рынке. Можно ли российским разработчикам BI их потеснить?

Артем Гришковский: Конкурентная борьба - это естественное поведение на рынке. Мы, разработчики «Триафлай», в первую очередь, боремся не с другими российскими продуктами, а сталкиваемся с ведущими западными решениями. Опыт подсказывает, что побеждать зарубежных поставщиков продвинутой BI-аналитики можно. Во-первых, играет роль целостное видение того, как можно использовать предлагаемый продукт под задачи заказчика, со стороны разработчика. Во-вторых, важна простота и функциональная полнота инструментов продукта. В-третьих, имеет значение наличие документации и экосистемы на российском рынке. Четвертое — это опыт и референсы на выполненные проекты. Ну, и, конечно, ценовая политика не может остаться без внимания клиента.

Много ли поставщиков BI-решений в Реестре отечественного ПО, который ведет Минцифры? Где проходит главная линия конкуренции между ними?

Артем Гришковский: Очень многие компании заявляют, что у них есть свой продукт BI, но, как правило, под этой «этикеткой» скрываются такие решения, для настройки которых нужно уметь программировать, применять различные внешние инструменты и хитрости разработчика. По сути, кроме разработчиков пользоваться этими продуктами никто не может. Только единицы компаний осмеливаются отдавать свои наработки в чужие руки для работы в других организациях. С этой точки зрения, «Триафлай» - это зрелый BI продукт.

Он включает на 100% собственное ядро и набор конструкторов, которые позволяют с помощью настроек создавать различные сложные решения. При этом зрелость продукта заключается именно в проработанности ядра и алгоритмов управления жизненным циклом данных. Функциональные возможности «Триафлай» превосходят российских конкурентов, а стратегия развития продумана до 2025 года. Помимо продукта, компания - разработчик продвигает философию управления данными, формирования рекомендательной аналитики и подходы к автоматизации управления предприятиями. Внимание к экосистеме, документации, трепетное отношению к клиентам – вот это позволяет развивать экосистему и не оглядываться на конкурентов.

С Вашей точки зрения, предъявляют ли современные BI-продукты какие-либо особые требования к уровню компетенций партнеров-интеграторов? Имеет ли при этом значение отраслевая специализация партнера?

Артем Гришковский: Для синергии и получения прибавочной стоимости компания-партнер «Триафлай» должна обладать компетенциями в какой-либо прикладной отрасли, а вот владения ИТ не требуется. Сочетание прикладной экспертизы и простота продукта позволяют создать новые оригинальные решения и формировать roadmap продукта.

Читайте интервью Артема Гришковского на TAdviser.

Другие новости