Эксперты «Систематики»: «Обучение будет одним из способов удержания ИТ-сотрудников»
На сегодняшний день среди востребованных ИТ-специальностей — разработчики, программисты, специалисты технической поддержки и аналитики. В компании «Систематика» при найме отдается приоритет софт-навыкам, а хард-навыкам новых сотрудников доучивают до нужного уровня уже в рабочем процессе.
– Как вы оцениваете современное состояние российского рынка ИT-специалистов с точки зрения готовности закрыть потребности ИТ-компаний?
Наталья Сухова, главный специалист по подбору и адаптации персонала ГКС (АО «Группа Систематика»):
«В целом российский ИТ-рынок стабилизировался, самый сильный кризис позади. Как мне кажется, соискатели и работодатели смогли приспособиться к текущим обстоятельствам. Работодатели пытаются сохранить ценные кадры и вырастить своих специалистов, создавая для них максимально комфортные рабочие условия. Что касается высококвалифицированных специалистов, то кадровый дефицит сохраняется, но частично ситуация может измениться за счет числа ИТ-специалистов, которые планирую вернуться в Россию.
Сейчас, как мне кажется, больше сложностей наблюдается именно с привлечением кадров, чем с текучкой. В этом году возросло количество ИТ-вакансий, кандидатов тоже стало существенно больше, однако большая их часть — это новички, преимущественно те, кто недавно прошел онлайн-курсы и не имеет полноценного опыта работы. Таких специалистов брать в штат многие компании не готовы».
Анна Шилова, ведущий менеджер по персоналу компании «Систематика»:
«Ситуацию на кадровом рынке можно уверенно охарактеризовать как «рынок кандидата». В первую очередь будем говорить об ИТ-вакансиях, но и по другим позициям наблюдается дефицит.
В целом закрыть потребности ИТ-компаний можно — 2-3 года назад было запущено много государственных программ по обучению ИТ-специалистов, были дополнительные наборы в ВУЗах по ИТ-специальностям, и также на рынке достаточно много ИТ-курсов (Яндекс, GeekBrains, Нетология и другие). Но поиск при этом потребует значительных дополнительных усилий — отток специалистов, начавшийся в 2022 году, все же чувствуется».
– Как потребности в людях изменились после 2022 года (какие специалисты нужны были в 2021 году, а какие нужны сейчас в 2023 году)? Топ-5 наиболее важных сейчас для развития отечественного ИТ-рынка специальностей.
Наталья Сухова, главный специалист по подбору и адаптации персонала ГКС (АО «Группа Систематика»):
«События 2022 года сильно повлияли на ИТ-рынок труда. Лидирующие позиции в 2021 году занимали разработчики на Java и аналитики данных. На сегодняшний день среди востребованных специальностей — разработчики, программисты, специалисты технической поддержки и аналитики. Резко возросли в спросе разработчики 1С, Java, Python, devops-инженеры. Наблюдается рост на вакансии «бэк-офиса» — администраторы проектов, финансисты, а также на вакансии «фронт-офиса» — руководители проектов. Одним словом, потребности всегда возрастают с увеличением новых проектов».
Анна Шилова, ведущий менеджер по персоналу компании «Систематика»:
«В 2021 году актуальны были Java-разработчики, так как стек финтех проектов в основном на Java, также большой спрос был на SAP-специалистов. В связи с уходом многих западных компаний в 2022 года российские компании стали ориентироваться на импортозамещение. Настал «золотой час» 1С-специалистов и специалистов со знанием Linux. Также востребованы специалисты по ИБ (в том числе по IDM решениям), выросло количество запросов на Golang-разработчиков и архитекторов по перечисленным направлениям.
Сохранился уровень востребованности таких специальностей как системные аналитики, DevOPS, разработчики С+. И всегда были нужны и будут нужны «руки» — инженеры, которые всё настраивают и внедряют».
– Как изменилась система подготовки ИТ-специалистов за этот период? Какие новые подходы появились, подготовка по каким новым специальностям началась? Топ-5 ИТ-специальностей, по которым ведется наиболее массовая подготовка.
Анна Шилова, ведущий менеджер по персоналу компании «Систематика»:
«2020-й год и COVID-2019 внесли свои корректировки: сейчас 90 % обучения – только онлайн. Многие компании рассматривают варианты внедрения внутреннего обучения, программ наставничества в связи с тем, что сложно найти готовых специалистов и необходимо «доучивать» имеющихся. В компании «Систематика» при найме мы отдаем приоритет софт-навыкам, а хард-навыкам доучиваем до нужного уровня уже в рабочем процессе».
– Ваши ожидания относительно развития ситуации с обучением ИТ-специалистов. Что может измениться в ближайшие месяцы и почему, куда следует двигаться, к чему стремиться?
Анна Шилова, ведущий менеджер по персоналу компании «Систематика»:
«Скорее всего, сохранится тенденция к онлайн-обучению. Из тенденций надо также отметить виртуальные классы, использование мобильных телефонов в обучении, игровые кейсы (геймификация), нетворкинг. Важно, чтобы в ходе обучения у участников процесса были возможности активных коммуникаций и обмена опытом.
В целом, обучение будет становиться одним из способов удержания сотрудников. Например, дополнительное обучение и повышение квалификации можно использовать как поощрение сотрудника и мотивационный фактор».
Читать интервью по ссылке.