Почему важны кастомные решения для РСМЭВ и портала госуслуг
Региональные системы межведомственного взаимодействия и порталы госуслуг перестают быть инструментом маршрутизации заявлений и документов. Поставщики IT-решений делают ставку на совершенствование функционала систем в сторону анализа информации, исключения ручного принятия решений, предоставления средств самостоятельного настраивания процессов под меняющиеся условия, а также наращивания новых возможностей – проактивность, реестровая модель госуслуг. Еще одна задача обеспечить работоспособность и устойчивость данных платформ при использовании отечественных программных продуктов и свободного ПО. Как это решается на примере Челябинской области в нашем материале.
В ходе поэтапного развития региональных систем межведомственного взаимодействия и порталов госуслуг усиливается необходимость обеспечения более комфортного и эффективного оказания услуг, агрегации, обработки и анализа разноплановых данных об услугах, мониторинга процессов их оказания. Платформы должны меняться и теперь уже недостаточно автоматизировать административные процессы, требуется нарастить смарт функционал и принципиально менять порядок оказания публичных сервисов.
В 2017 году в Челябинской области в промышленную эксплуатацию введены автоматизированная система "Межведомственного информационного обмена" (АС МИО) и Портал государственных и муниципальных услуг Челябинской области (АС ПГУ). В системах используются компоненты отечественной цифровой платформы "Базовая инфраструктура "Электронного правительства"", разработанной Минкомсвязью России и размещенной в национальном фонде алгоритмов и программ. Партнером по внедрению и сопровождению систем выступила компания "Систематика Консалтинг".
Программный комплекс внедрен по результатам закупки в рамках 44-ФЗ. Решение открыло региону большие возможности для развития системы, поскольку обладает следующими техническими и функциональными особенностями:
Отечественные инструменты и функционал системы
Использование открытого ПО и стандартов. В основу легли компоненты SiTex – российской цифровой платформы.
Максимальная независимость эксплуатирующей организации от разработчика – широкие функциональные возможности визуального интерфейса для самостоятельного сопровождения и развития платформы, в т.ч. разработки/доработки/настройки функционала.
Единый конструктор услуг обеспечивает однократное заведение услуг и автоматическую публикацию на Региональном портале госуслуг и Портале поставщиков услуг в визуальном интерфейсе.
Омниканальность – пользователь системы может сам выбирать любой, наиболее удобный для себя, канал получения услуг: портал, мобильная версия сайта или приложение.
Трёхзвенная архитектура – сервер приложений, хранилище данных, веб-ориентированное клиентское приложение.
Встроенная интеграция с федеральными системами ЕСИА, ФРГУ, ФГИС ДО, ИАС МКГУ, ЕЛК, виджеты открытой платформы и т.д.
По данным Ситуационного центра Минкомсвязи России, Челябинская область по количеству запросов в СМЭВ 3.0 по состоянию на 20 июня 2020 года занимает 6 место по России с показателем 2294 запроса на 1 тысячу жителей. Для сравнения, в январе текущего года регион занимал 7 место с показателем 56 запросов на 1 тысячу жителей.
Программный комплекс (АС МИО и РПГУ) – концентрация 20-летнего опыта компании по созданию систем оказания услуг в электронном виде, базирующегося на отзывах и рекомендациях заказчиков и конечных пользователей, эксплуатирующих систему в промышленном контуре.
Система не только позволяет автоматизировать весь процесс оказания государственных услуг, – от этапа настройки электронного процесса оказания услуги и подачи заявления в электронном виде, – до этапа принятия решения, основанного на анализе информации, полученной по каналам межведомственного взаимодействия, но и предоставляет лицам, принимающим решения, результаты анализа информации в различных разрезах и представлениях.
В числе преимуществ этой отечественной разработки можно отметить кроссплатформенность: встроенные механизмы интеграции с федеральной инфраструктурой межведомственного взаимодействия позволяют обеспечивать информационный обмен между всеми участниками и омниканальность процессов получения результата оказания услуг.
Еще одно преимущество системы – управление мета-информаций на "лету": визуальный конструктор услуг и адаптеров с публикацией на АС ПГУ/АС МИО, позволяющий специалистам эксплуатирующей организации самостоятельно актуализировать и развивать функционал системы в соответствии с текущими требованиями. Также система может осуществлять импорт/экспорт объектов и бизнес-процессов, автоматически генерировать веб-сервисы для интеграции с внешними ИС, использовать шаблоны бизнес-процессов.
В Челябинской области неоднократно принимались и внедрялись различные решения, нацеленные на расширение доступа населения к оказанию государственных услуг в электронном виде.
Игорь Фетисов, министр информационных технологий, связи и цифрового развития Челябинской области подчеркнул, что региональный портал госуслуг позволил создать уникальные кастомные решения, которые на федеральном портале реализовать было бы невозможно. "В этом году на региональном портале появится файловое хранилище, благодаря которому не нужно будет несколько раз загружать документы, необходимые при получении услуг, разработан новый дизайн личного кабинета и версия для слабовидящих. Мы разрабатываем подсистему проактивных уведомлений, когда человеку будет приходить напоминание о необходимости получения услуг", – рассказывает Игорь Фетисов.
Архитектура и интеграция
Программный комплекс интегрирован с подсистемой "Активный житель 74", которая позволяет жителям принимать участие в решении вопросов городского управления путем прохождения опросов. Для удобства прохождения опросов было разработано одноименное мобильное приложение, которое скачали более 16 тысяч человек. В 2019 году на портале появился магазин поощрений, где жители могут обменять баллы, полученные за прохождение опросов, на подарки, например, на билеты в кино, в зоопарк, в театр или бассейн. Сегодня в системе зарегистрировано более 57 тысяч участников, проведено около 400 голосований.
Решение развернуто на мощностях заказчика, проведено обучение специалистов эксплуатирующей организации по программам администрирования и развития системы.
Челябинская область не единственная в России, где внедрена и активно развивается система оказания электронных государственных услуг, использующая компоненты SiTex. В настоящий момент отечественной цифровой платформой пользуются более 30 субъектов Российской Федерации.
Автоматизированная система "Межведомственного информационного обмена" и Портал государственных услуг имеют модульную архитектуру. Она достаточно гибкая, обеспечивает быструю поддержку новых требований и новых форматов сервисов и систем, с которыми необходимо взаимодействовать в рамках оказания услуг в электронном виде. Кроме того, система нацелена на соблюдение требований по обеспечению безопасности персональных данных, что особенно важно в настоящее время.
АС МИО и Портал государственных услуг включают в себя модули, позволяющие обеспечивать информирование граждан об оказываемых услугах, оформлять заявления на получение услуг в электронном виде, осуществлять информационный обмен с системами федерального и регионального уровня, вести и управлять личными делами граждан и сотрудников органов власти, вести каталог веб-сервисов и выполнять другие функции.
Часть модулей развернуты в среде Kubernetes — открытого программного обеспечения для автоматизации развёртывания, масштабирования контейнеризированных приложений и управления ими.
Доступ граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в систему осуществляется из личного кабинета регионального портала. Здесь доступна информация о перечне оказываемых услуг (включая полное описание), можно оформить заявление на оказание услуги, отслеживать текущий статус заявления и получить результат оказания услуги в электронном виде.
Поданные в электронном виде заявления попадают в ведомственные информационные системы органов государственной власти, которые отвечают за оказание соответствующей услуги. В случае отсутствия специализированной информационной системы, заявление направляется в АС МИО, где операторы соответствующего ведомства осуществляют его обработку, направляют межведомственные запросы для получения дополнительных данных и принимают решение о результате оказания услуги.
Помимо взаимодействия с федеральной инфраструктурой АС ПГУ взаимодействует с региональными информационными системами органов социальной защиты, Министерства сельского хозяйства, Министерства экологии, Главного управления по труду и занятости Челябинской области и другими ведомствами, Системой "Город". Взаимодействие с региональными информационными системами осуществляется на базе web-сервисов.
Перспективы развития
При оценке любого проекта важным критерием являются достигнутые результаты и фактор успешности проекта. В результате выполнения проекта по внедрению системы в Челябинской области регион получил современную систему оказания услуг в электронном виде, находящуюся в промышленной эксплуатации.
Специалисты Заказчика прошли обучение по работе и администрированию системы и теперь самостоятельно проводят сопровождение и администрирование системы, управляя ее развитием, расширяя перечень доступных для получения услуг в электронном виде, настраивая межведомственное взаимодействие между ОГВ, добавляя новый функционал для сотрудников ОГВ. Работа в современной платформе позволила повысить компетенцию сотрудников эксплуатирующей организации в решении различных инженерно-технических задач.
Проект в Челябинской области обладает рядом особенностей и своей уникальной спецификой. В частности, крайне быстрые сроки ввода системы в промышленную эксплуатацию – за два с половиной месяца. Этого удалось достичь благодаря строгому следованию плану выполнения проекта, активному содействию и участию специалистов Заказчика, наличию необходимого опыта и квалифицированных специалистов в компании "Систематика Консалтинг" для проектов подобного типа, наличию готовых решений под поставленные заказчиком задачи.
Вся система оказания государственных услуг в Челябинской области и за ее пределами обладает большим потенциалом для развития, масштабы ее совершенствования безграничны. Основным перспективным направлением является потенциальный переход от заявительного принципа получения услуг к проактивности, к инициативным и комплексным услугам. Когда гражданам не нужно самостоятельно искать доступные услуги, а система берет на себя инициативу по предложению доступных им услуг накануне или при наступлении соответствующих событий. Например, информирование о необходимости смены паспорта при достижении 45 лет. Помимо этого, при последующем развитии системы в Челябинской области, необходимо будет учитывать развитие мобильных устройств, введение биометрии, определение геолокации для оказания актуальных услуг.
В настоящее время существует острая необходимость цифровизации данных, имеющихся в распоряжении отдельных государственных ведомств. Это существенно снизит сроки оказания услуг и нагрузку на сотрудников соответствующих ведомств, повысит качество и доступность данных.
В кратчайшие сроки необходимо осуществить переход от ручного принятия решений к автоматизации этих процессов. Это направление можно развивать последовательно, от разработки чек-листов для сотрудника конкретного ведомства, по которым он в автоматизированном режиме вынесет решение по услуге на основании прозрачных и понятных критериев, до внедрения реестровой модели данных, позволяющей полностью автоматизировать процесс принятия решения.
В последние годы активно повышается автоматизация процессов направления и обработки результатов межведомственных запросов, позволяющей строить цепочки запросов, где входящими данными для одних запросов являются результаты ответов государственных ведомств по другим запросам. Необходимо учитывать, что для внедрения ряда указанных подходов необходимо изменение нормативно-правовой базы оказания услуг как регионального, так и федерального уровней.
Вадим Злобин, генеральный директор компании "Систематика Консалтинг": "Региональные системы позволяют учесть индивидуальность каждого региона, его особенности – географические, отраслевые и социальные. Стратегия развития систем, их совершенствование в направлении анализа информации – в фокусе особого внимания наших консультантов"
Какие еще системы входят в программный комплекс цифровой платформы SiTex
В продуктовом портфеле компании "Систематика консалтинг" – десятки специализированных решений для органов власти, а география внедрений SiTex охватывает субъекты РФ от Дальнего Востока до Калининграда. В компании рассказали, что востребованными на сегодняшний день являются еще три системы (помимо Портальных решений и РСМЭВ-систем), разработанных компанией – это решение для автоматизации многофункциональных центров обслуживания населения, решение по цифровизации процессов социальной поддержки граждан региона (ЭСРН) и комплексная система автоматизации контрольно-надзорной деятельности (АИС КНД).
АИС МФЦ
Автоматизированная информационная система управления деятельностью многофункционального центра позволяет создать в субъекте РФ единую среду для комплексного оказания услуг гражданам по принципу "одного окна". АИС МФЦ на базе российской цифровой платформы SiTex обеспечивает:
- Электронное взаимодействие между МФЦ и РСМЭВ, исключающее бумажный документооборот по принятым заявлениям на оказание услуг;
- Самостоятельную комплексную настройку (создание) специалистами МФЦ большого количества услуг и форм с использованием только визуального интерфейса;
- Оптимизацию процесса идентификации заявителей;
- Сокращение времени и ресурсов за счет постепенной подгрузки модулей;
- Оперативное принятие решений о предоставлении гражданам соответствующих услуг и формирование комплектов документов за счет встроенной подсистемы экспертной поддержки;
- Отслеживание личной эффективности сотрудников за счет возможностей АРМа и применения BI-инструментов.
АИС ЭСРН
АИС Электронный социальный регистр населения – система комплексной автоматизации деятельности органов социальной защиты. АИС ЭСРН на базе SiTex обеспечивает учет граждан, имеющих право на получение социальной помощи в различных видах, и организацию представления им такой помощи. Позволяет быстро и с минимальными затратами создавать информационные системы для ведения регистров, кадастров и других инвентаризационных баз.
АИС КНД
АИС КНД – платформа для управления всеми видами контрольно-надзорных мероприятий. Решение соответствует актуальной версии Стандарта информатизации контрольной (надзорной) деятельности, обеспечивает межведомственное и межуровневое взаимодействие при управлении рисками посредством СМЭВ 3, работает с общими реестровыми моделями субъектов, объектов, документов. В системе реализованы: SPA-приложения по ролям пользователей; персонализация визуального интерфейса рабочего места; пользовательские дашборды для быстрого доступа к операционной деятельности; модульность системы и гибкая настройка бизнес-моделей контрольно-надзорных мероприятий по видам контроля для нужд контрольно-надзорных органов; пользовательская конфигурация типов и печатных представлений документов, необходимых в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий. Услуги предоставляются на базе облачных технологий, реализована динамическая подгрузка данных и изменений без перезапуска приложения, обеспечено централизованное обслуживание системы.
АИС КНД включает встроенные универсальные интеграционные решения и является мультиплатформенной системой: реализована поддержка отечественных ОС семейства UNIX и ОС Windows, популярных реляционных СУБД (PostgreSQL и др.), используется свободное ПО на основе открытых исходных кодов. Открытое API для создания онлайн/оффлайн мобильного приложения Инспектора под нужды ОИВ. Отечественная разработка включена в реестр российского ПО.
Читать статью на сайте Comnews