Сергей Борисов: «Обеспечение безопасности в местах массового пребывания людей на спортивных, культурных и иных мероприятиях. Практические рекомендации»
Места массового пребывания людей
Обеспечение мер общественного порядка и общественной безопасности в местах массового пребывания людей при проведении массовых мероприятий является одной из важнейших задач их организаторов.
Основное определение места массового пребывания людей (далее – ММПЛ) дано в п. 6 ст. 3 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-Ф3 «О противодействии терроризму»: под ММПЛ понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более 50 человек. Определения ММПЛ также имеются в «профильных» законодательных актах для отдельных видов массовых мероприятий, например публичных и спортивных.
Пункт 2. ст. 8 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» определяет, что публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия.
К местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся:
1) территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;
2) путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;
3) территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, экстренными оперативными службами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
4) пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.
Федеральным законом от 4 декабря 2007 года № 329- ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» понятие места проведения официального спортивного соревнования определено как «объект спорта», а также территория, специально подготовленная для проведения официального спортивного соревнования, включая природные, природно-антропогенные и антропогенные объекты, воздушное пространство над ними.
В п. 20 Правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18 апреля 2014 г. № 353, установлено, что соревнования не проводятся:
а) в местах и помещениях, не отвечающих требованиям, установленным настоящими Правилами;
б) в полосах отвода газо-, нефте- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи, на территориях, непосредственно прилегающих к опасным производственным объектам и объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;
в) на объектах транспортного комплекса, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, в том числе на автомобильных дорогах, при отсутствии решения о временных ограничениях или прекращении движения на них транспортных средств;
г) в пограничных зонах, если отсутствует специальное разрешение пограничных органов федеральной службы безопасности.
Требования к местам проведения иных массовых мероприятий федеральным законодательством не регламентируются.
Указанные требования устанавливаются органами власти субъектов Российской Федерации самостоятельно.
Таким образом, любое место проведения массового мероприятия является местом массового пребывания людей и к нему применяются требования по антитеррористической защищенности.
Требования к антитеррористической защищенности и безопасности мест массового пребывания людей и массовых мероприятий
В местах проведения массовых мероприятий должны соблюдаться требования по антитеррористической защищенности, а также требования обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 г. № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)» определен перечень мероприятий, необходимых для обеспечения антитеррористической защищенности таких мест.
В соответствии с пп. 23 и 24 указанных Требований все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются:
а) системой видеонаблюдения;
б) системой оповещения и управления эвакуацией;
в) системой освещения.
Система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых видеокамер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории места массового пребывания людей, архивирование и хранение данных в течение 30 дней, а также информационное взаимодействие с региональными подсистемами видеонаблюдения сегментов аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» (передачу видеоизображения в реальном времени, видеоизображения в архиве, результатов работы средств видеоизображения и видеоидентификации).
Система оповещения должна обеспечивать оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта, являться автономной, не совмещенной с ретрансляционными технологическими системами. Количество оповещателей и их мощность должны обеспечивать необходимую слышимость на всей территории места массового пребывания людей.
В случаях, когда место проведения массового мероприятия является объектом (территорией), правообладателем которого является федеральный орган исполнительной власти или объект (территория) относится к его сфере деятельности, то требования к антитеррористической защищенности такого объекта разрабатываются этим федеральным органом и утверждаются правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2015 г. № 202 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов спорта.
В соответствии с пп. 15-17 данных Требований с учетом присвоенной категории опасности объекты спорта первой—третьей категорий опасности оборудуются инженерно-техническими средствами охраны:
а) объекты спорта, отнесенные к первой категории опасности:
- системой экстренного оповещения сотрудников и посетителей объекта спорта о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации;
- охранной телевизионной системой, позволяющей при необходимости идентифицировать лица посетителей;
- системой контроля управления доступом;
- стационарными металлообнаружителями или ручными металлоискателями;
- контрольно-пропускными пунктами (постами);
б) объекты спорта, отнесенные ко второй категории опасности:
- системой экстренного оповещения сотрудников и посетителей объекта спорта о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации;
- охранной телевизионной системой, позволяющей при необходимости идентифицировать лица посетителей;
- стационарными металлообнаружителями или ручными металлоискателями;
- контрольно-пропускными пунктами (постами);
в) объекты спорта, отнесенные к третьей категории опасности:
- системой экстренного оповещения сотрудников и посетителей объекта спорта о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации;
- охранной телевизионной системой;
- ручными металлоискателями.
Объекты спорта, отнесенные к четвертой категории опасности, обеспечиваются инженерно-техническими средствами охраны по решению ответственных лиц с учетом степени угрозы совершения на них террористических актов.
Выбор и оснащение объектов спорта инженерно-техническими средствами охраны конкретных типов определяются в техническом задании на проектирование инженерно-технических средств охраны.
Детальные требования к указанным системам безопасности объектов спорта установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 г. № 353 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований» и Приказом МВД России от 17 ноября 2017 г. № 1092 «Об утверждении Требований к отдельным объектам инфраструктуры мест проведения официальных спортивных соревнований и техническому оснащению стадионов для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности».
Меры по обеспечению безопасности мест проведения массовых спортивных мероприятий
Перечень мероприятий по антитеррористической защищенности объектов (территорий) и мер по обеспечению общественной безопасности не ограничивается только оснащением указанных мест техническими средствами и системами безопасности — предусматривается также реализация ряда организационных мероприятий.
Наиболее урегулированными законодательством Российской Федерации являются в настоящее время меры по обеспечению безопасности мест проведения спортивных соревнований.
Отметим еще раз, что местами проведения соревнований могут быть объекты, предназначенные для проведения таких мероприятий, а также места, специально подготовленные для этих целей.
В части, касающейся объектов спорта, п. 11 Постановления Правительства № 353 установлено, что на объекте должна присутствовать следующая документация:
а) документ, подтверждающий ввод объекта спорта в эксплуатацию;
б) паспорт безопасности объекта спорта, разработанный в соответствии с Федеральным законом «О противодействии терроризму»;
в) инструкция по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности на объекте спорта, включающая в себя типовой план по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности при проведении мероприятий;
ж) схема организации дорожного движения пешеходов и транспортных средств в месте проведения соревнований и на прилегающей к нему территории;
з) схема расположения нестационарных торговых объектов;
и) лицензия на осуществление медицинской деятельности медицинским пунктом.
При проведении соревнований вне объектов спорта, в местах, не предназначенных для проведения массовых мероприятий, организатором разрабатывается следующая документация в срок не позднее 10 дней до начала соревнований:
а) схема расположения эвакуационных знаков безопасности;
б) схема расположения медицинских пунктов;
в) схема расположения помещений или специально подготовленных мест для хранения предметов, запрещенных для проноса;
г) план мероприятий.
Мероприятия по обеспечению безопасности в период подготовки и проведения спортивных соревнований определяются правами и обязанностями собственников объектов (территорий) и организаторов соревнований (пп. 12-18 Постановления Правительства № 353), инструкцией и планом мероприятий.
Такие меры должны предусматривать:
- уведомление соответствующего территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне о месте, дате и сроке проведения соревнований в порядке, установленном Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;
- организацию взаимодействия с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в решении вопросов обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении соревнований;
- создание координационных органов (штабов, комиссий) в целях организации обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении соревнований в месте их проведения;
- утверждение акта о готовности места проведения соревнований за сутки до их начала;
- проведение не позднее чем за 3 часа до начала соревнований совместно с собственником (пользователем) объекта спорта осмотр места проведения соревнований, подготавливать и утверждать соответствующий акт в срок не позднее начала пропуска зрителей на соревнования;
- организацию контрольно-пропускного и внутриобъектового режима в местах проведения соревнований в период их проведения;
- обеспечение хранения предметов, запрещенных для проноса, в помещениях или специально подготовленных местах;
- привлечение для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении соревнований контролеров-распорядителей и обеспечение их деятельности;
- осуществление, в том числе с применением технических средств, контроля наличия у зрителей входных билетов или документов, их заменяющих, а также документов, удостоверяющих личность, при входе в места проведения соревнований в случаях, установленных Федеральным законом »О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;
- информирование зрителей и участников соревнований о необходимости соблюдения Правил поведения;
- ограничение прохода зрителей в зоны, которые определены организатором соревнований и собственником (пользователем) объекта спорта;
- осуществление в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении соревнований совместно с сотрудниками органов внутренних дел личного осмотра граждан и осмотр находящихся при них вещей при входе в места проведения соревнований с применением в случае необходимости технических средств, а при отказе граждан подвергнуться личному осмотру не допускать их в места проведения соревнований;
- недопущение в места проведения соревнований лиц, которые нарушают Правила поведения или в отношении которых вступило в законную силу постановление суда об административном запрете на посещение мест проведения соревнований в дни их проведения;
- пресечение действий зрителей, нарушающих общественный порядок и Правила поведения в местах проведения соревнований.
- В зависимости от особенностей мероприятия и места его проведения организаторами по согласованию с правоохранительными органами могут проводиться дополнительные мероприятия, направленные на решение вопросов обеспечения безопасности.
Концепция безопасности как состав мер по обеспечению пребывания людей в местах проведения массовых мероприятий
Отправной точкой для подготовки к обеспечению безопасности массового мероприятия является разработка комплекса мер.
Так как на объектах спорта мероприятия проводятся регулярно, представители администрации имеют достаточный опыт разработки и реализации этих мер, описанных в Постановлении Правительства № 353 и согласованных с правоохранительными органами.
В случае, если местом проведения мероприятия определен объект или территория, которые ранее не использовались организатором этого мероприятия, то разработка и реализация мер обеспечения безопасности, согласование их с правоохранительными органами может иметь некоторые сложности.
Для определения замысла, целей, принципов и способов обеспечения безопасности мероприятия, системы требований и условий по организации мер обеспечения безопасности организатору мероприятия необходимо разработать концепцию обеспечения безопасности, которая включает описание места проведения мероприятия и мер по приведению этого места в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации в части, касающейся обеспечения безопасности.
Данные меры должны включать:
- организационные меры, в том числе:
- определение программы мероприятия и порядка работы площадки (режимы работы);
- определение режимов обеспечения безопасности мероприятия;
- зонирование места проведения с учетом мест активностей, служебных зон, зон приема пищи, санитарно-гигиенических зон:
- определение категорий посетителей (организаторы, участники, зрители, официальные лица, VIP-гости) и транспортных средств для доступа в место проведения мероприятия при различных режимах работы;
- определение маршрутов прибытия на мероприятия посетителей в пешем порядке, на личном и общественном транспорте;
- определение границ доступа и деятельности различных категорий посетителей и автотранспорта;
- порядок аккредитации посетителей и автотранспорта с учетом зонирования и режима работы площадки;
- порядок доступа в место проведения мероприятия посетителей, сотрудников специальных и аварийных служб, обеспечение контрольно-пропускного и внутреннего режима;
- порядок пропуска легкового и грузового транспорта на территорию:
- расчет необходимой пропускной способности пешеходных и транспортных КПП.
- порядок организации и осуществления охраны места проведения мероприятия с расчетом и расстановкой сотрудников для осуществления круглосуточной охраны и при различных режимах работы площадки;
- порядок контроля за перемещением предметов и грузов с целью выявления предметов и веществ, запрещенных к проносу и использованию;
- порядок ввоза и вывоза различных грузов на территорию площадки;
- порядок организации досмотра входящих на площадку посетителей и ввозимых грузов.
- алгоритм досмотра граждан на пешеходных КПП с применением технических средств:
- алгоритм досмотра транспортных средств на въездных КПП;
- порядок оперативного оповещения и проведения эвакуации посетителей в случае угрозы совершения или совершения террористического акта на площадке;
- расчет и расстановка сил и средств для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности;
- расчет необходимого количества туалетных кабинок для посетителей каждой категории;
- определение и оснащение необходимым оборудованием мест для работы организаторов мероприятия, правоохранительных органов;
- определение мест установки и оснащение камер хранения.
- меры по инженерно-технической, физической защите и пожарной безопасности места проведения мероприятия, в том числе:
- определение периметра безопасности;
- оснащение периметра безопасности средствами инженерно-технической укрепленности, такими как:
- ограждение,
- контрольно-пропускные пункты,
- зоны осмотра граждан и транспортных средств,
- системы разделения потоков зрителей;
- оснащение объектов инфраструктуры средствами досмотра, такими как:
- стационарный металлообнаружитель и портативный (ручной) металлодетектор,
- досмотровая рентгеновская техника и ручной сканер скрытых полостей,
- комплект досмотровых эндоскопов и зеркал,
- средство обнаружения взрывчатых веществ,
- средство радиационного контроля,
- индикатор электромагнитных и акустических полей,
- индикатор опасных жидкостей,
- локализатор взрыва;
- оснащение площадки техническими средствами охраны, в том числе:
- информационными табло и (или) стендами,
- системой контроля и управления доступом,
- системой охранной телевизионной сигнализации,
- системой охранной и тревожной сигнализации,
- системой охранного освещения,
- системой экстренной связи;
- расчет необходимых мощностей подключения электропитания оборудования и схем обеспечения этих подключений.
Следует отметить, что указанные меры разрабатываются, только если при проведении мероприятий предусматриваются места для группового размещения зрителей. При отсутствии таких мест перечень мер значительно сужается.
Разработанная концепция согласовывается с правоохранительными органами, собственником объекта (территории) или органами исполнительной власти.
На основании согласованной концепции готовятся необходимая документация, схемы, утверждается план мероприятий.
Разработка концепции значительно упрощает процесс подготовки проведения мероприятия.
Рекомендации по разработке мер по обеспечению безопасности мест проведения массовых мероприятий
Кратко остановимся на мероприятиях, разработка которых является основой концепции безопасности.
1.1. Режимы работы площадки могут включать:
- монтаж и демонтаж площадки,
- повседневный режим,
- режим проведения мероприятия;
1.2. Режимы обеспечения безопасности мероприятия могут включать:
- обеспечение охраны периметра,
- обеспечение круглосуточной охраны объектов инфраструктуры площадки,
- проведение обследования площадки,
- осмотр площадки за 4 часа до начала мероприятия, в том числе на обнаружение ВВиВУ,
- запуск на площадку персонала, участвующего в подготовке и проведении мероприятия за 3 часа до начала,
- запуск зрителей на площадку за 2 часа до начала мероприятия,
- обеспечение осмотра входящих на площадку людей с применением технических средств досмотра,
- эвакуация зрителей с площадки по окончании мероприятия.
1.3. Зонирование площадки может включать:
- зрительскую зону, на территории которой располагаются места скопления зрителей мероприятия, а также размещены объекты временной инфраструктуры: сцена и экран, пункты общественного питания, площадки для активностей, туалеты, медицинские пункты и т.д. Необходимо предусмотреть условное разделение зрительской зоны на три сектора. Плотность зрителей в первом секторе (ближний к сцене) – 2 чел. на кв. м; во втором секторе (центральный) – 3 чел. на 2 кв. м; в третьем секторе (дальний от сцены) – 1 чел. на кв. м,
- служебную зону, в которой размещаются помещения правоохранительных органов и организаторов,
- техническую зону, в которой находятся технические помещения и площадки, медиацентр, кабельные мосты, серверная и аппаратно-студийные отсеки, площадка дизельных электрогенераторов, контейнеры для хранения и площадка сбора отходов и др.,
- зону VIP – места, помещения для гостей категории VIP,
- зону, свободную от транспорта, включающую в себя пешеходные маршруты от транспортных узлов, остановок городского общественного транспорта, причалов водного транспорта, организованных служебных и городских парковок до входов на территорию площадки, зоны для накопления зрителей перед входами на площадку и их эвакуацию по окончании мероприятия.
1.4. Определение маршрутов прибытия на мероприятия посетителей в пешем порядке, на личном и общественном транспорте проводится с учетом пропускной способности транспортной инфраструктуры, прилегающей к месту проведения мероприятия, что необходимо для определения мест дислокации пешеходных и транспортных КПП.
1.5. Определение порядка доступа в место проведения мероприятия посетителей, сотрудников специальных и аварийных служб, обеспечение контрольно-пропускного и внутреннего режима должно предусматривать:
- разработку билетной программы,
- программы аккредитаций в соответствии с зонами доступа,
- разделение потоков посетителей в зависимости от разрешенных зон доступа.
1.6. При расчете количества КПП и необходимого для их функционирования стационарного досмотрового оборудования необходимо учитывать нарастающий пиковый поток зрителей за 1 час до начала мероприятия, принимаемый равным 70% от общего количества посетителей за последние полчаса до начала мероприятия. Максимальная величина пропускной способности одного досмотрового прохода не должна превышать 300 чел./час.
1.7. Инфраструктура площадки позволяет обеспечить быструю эвакуацию зрителей в безопасное место при чрезвычайных ситуациях. При экстренной эвакуации в дополнение к воротам, предназначенным для выхода, при эвакуации также используются эвакуационные ворота. Для расчета достаточности количества эвакуационных проходов принимается требование исходя из необходимости эвакуации посетителей в течение 5 минут с частотой прохода 100 человек на метр ширины эвакуационного прохода в минуту (СП 118.13330.2012*, таблица 6.3 и таблица 6.6).
1.8. Камеры хранения запрещенных для проноса на мероприятия вещей размещаются по пути следования к входным КПП. Емкость камер хранения должна быть не менее 4% от вместимости площадки. Минимальный размер ячейки 40х40х45 см.
1.9. При расчете числа мобильных туалетных кабинок нужно учитывать разные факторы:
- количество пользователей;
- продолжительность мероприятия;
- наличие еды и напитков;
- время года и погодные условия;
- площадь проведения и расстояние от разных участков до туалетной зоны.
На каждых 100 женщин необходимо установить две кабинки, на каждых 500 мужчин – одну кабинку и три мобильных писсуара. Это при условии, что на мероприятии длительностью менее пяти часов не подаются напитки и еда. При организации питания количество туалетов необходимо увеличить на 15-20%.
В целом следует отметить, что все меры обеспечения безопасности, описанные в настоящей статье, в большей степени применимы к крупным массовым мероприятиям, с количеством посетителей более 15 тысяч человек единовременно, либо к массовым мероприятиям, проходящим несколько дней.
Вместе с тем безопасности не бывает много. Основной задачей каждого организатора массового мероприятия должно являться такое проведение мероприятия, когда все его посетители вернулись домой живыми и здоровыми.
Некоторые примеры
Примером не совсем удачной реализации мер обеспечения безопасности могут служить события, произошедшие 1 мая 2018 года на территории «Олимпийского комплекса «Лужники» в ходе ежегодного фестиваля хип-хоп культуры Hip-Hop MayDay.
По свидетельствам очевидцев организаторами мероприятия при обеспечении мер безопасности не были учтены многие моменты, которые были рассмотрены в настоящей статье.
Не были в полной мере проработаны вопросы:
1. Загрузки площадки мероприятия. Вот что об этом писала пресса1:
«Я вообще не ожидала, что будет очень много людей. Я подошла где-то в 13:40, и толпа была уже, метров на 20 очередь на вход. Там первый вход в метро ближайший, и в него уже не пускали. То есть нас всех направляли дальше, потому что было очень много народа. Все эти люди были дети, школьники. Там, мне кажется, средний возраст всей толпы — 15-16 лет, не больше. К сожалению, они очень мало чего понимают, как они себя ведут, и они слабоуправляемые. Странно был продуман момент с тем, как люди доходили до сцены. Там надо было 500 раз куда-то поворачивать, все обходить, все очень странно было скоординировано, очень неудобно, и мы все время этой толпой шли. Условно говоря, если бы как-то поток рассеивался, то было бы не так много народа, а мы как заходили, так всей толпой и шли. Это было супернеудобно.»
И это на площадке, которая на Чемпионате мира по футболу принимала 81 тыс. зрителей.
2. Зонирования площадки. Разделение зрительской зоны на сектора предварительно произведены не были. Также не был произведен расчет предельной вместимости зрительской зоны. В результате было допущено переполнение площадки и пришлось вмешаться правоохранительным органам.
«Через два часа после начала концерта Росгвардия перекрыла проход к сцене, разделив все пространство внутри на несколько секторов. Тех, кто пытался перебраться из одного сектора в другой, росгвардейцы били дубинками. Вход в «Лужники» в шесть вечера был перекрыт. При этом о том, что вход на концерт закрыли, посетителям никто не сообщил.»
3. Перенаправления потоков зрителей с прилегающей территории при ограничении доступа на мероприятие. В результате вдоль забора периметра безопасности скопилось значительное количество желающих посетить мероприятие, которые предпринимали попытки преодолеть ограждение и были остановлены сотрудниками правоохранительных органов с применением спец-средств.
4. Осмотра входящих на площадку зрителей. В результате на площадке было большое количество запрещенных для проноса предметов.
«Очень много кто чего проносил: и пиво, и не пиво, какие-то ножи. Я просто слышала: "Ой, я нож пронес".»
В качестве положительного примера можно привести организацию безопасности при публичном просмотре матчей Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года на Воробьевых горах, где указанные выше меры были предварительно проработаны и учтены при разработке Концепции обеспечения безопасности мероприятия.
Совместно с профильными департаментами правительства Москвы и ФГБУ «Дирекция спортивных и зрелищных мероприятий» были определены маршруты движения зрителей, периметр безопасности и места установки КПП. Произведен расчет их необходимой пропускной способности, состав необходимого оборудования, в том числе досмотрового и систем безопасности. Концепция была согласована с правоохранительными органами. В результате даже в дни просмотра матчей с участием сборной команды России критического переполнения площадки не случалось и вход не ограничивался.
В разработке Концепции принимали участие специалисты, составляющие в настоящее время профессиональное ядро Дирекции комплексных систем безопасности ООО «Систематика». Проведенная работа дала хорошую практику в проектировании систем безопасности мест проведения массовых мероприятий. В дальнейшем полученный опыт ООО «Систематика» был использован при разработке Концепции безопасности зоны публичного просмотра матчей Чемпионата Европы по футболу UEFA EURO 2020 на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге.
Читайте статью в информационно-аналитическом журнале «RUБЕЖ»